Можно ли идти в белом платье на свадьбу? История свадебного платья: когда белый цвет стал традицией? Свадебное платье должно быть белым.

Вот наконец-то, пришел этот момент – вас позвали на свадьбу. Сразу появляется только две мысли – что же подарить молодым, и что одеть на торжество. В нынешнее время не так сложно определится с подарком, поскольку уже стало принято дарить открытку с деньгами. А что принято одеть на свадьбу – вопрос куда сложнее. Один из вопросов, который нередко интересует девушек: «Можно ли идти на свадьбу в белом платье?».

Говорят, что хороший гость не станет приходить на свадьбу ни в чёрном, ни в белом наряде. Принято считать, что чёрный – траурный цвет, а белый – предназначен лишь для невесты. В свою очередь, мы довольно часто можем наблюдать гостью на свадьбе в маленьком чёрном или в нежно-светлом платье. Может быть, вопрос цвета наряда гостей не столь принципиален и это уже стало пережитком прошлого времени?

Но белое платье, одетое гостьей на свадьбу, продолжает вызывать недовольство. Светлое платье привлекает внимание, и поскольку центром внимания должна быть невеста, то надев снежное платье, вы перетягиваете одеяло на себя. Традиции меняются, и уже не все невесты хотят надевать платье белого цвета. Некоторые считают его не праздничным, а для некоторых символ невинности не является актуальным. Одевать ли в таком случае белое? Сейчас множество невест, выходя замуж, одевают красные, розовые, голубые платья. Тяжело представить, что невеста может обидеться, если кто-нибудь из гостей придет в светлом наряде. Но нельзя быть уверенным, что новобрачная не станет переживать, что незнакомые с ней гости могут принять другую девушку в белом за невесту, вместо нее.

Стоит ли гостям приходить на свадебное торжество в белом?

Возможный ответ – не стоит надевать на свадьбу наряд белого цвета, если, конечно же, вы не невеста. Пускай ваше любимое платье именно белого цвета, пускай вы собираетесь на не совсем традиционную свадьбу – лучше обезопасьте себя от пересудов, ведь есть множество других прекрасных цветов и оттенков для вашего наряда. Проявлением хорошего тона будет уточнение у виновницы торжества, не будет ли она против вашего появления на торжестве в таком же цвете. В том случае, когда ваш наряд лишь отчасти белый, либо белый цвет разбавляется рисунком – не стоит волноваться, такое платье можно смело надевать на свадьбу.

Безусловно, случается, когда молодожены просят своих гостей прийти только в белых нарядах. К примеру, на свадьбе Бейонсе и Джей Зи все приглашенные гости надели белое. Постарайтесь прислушаться к пожеланиям молодых, ведь это одно из самых запоминающихся и значимых событий в их жизни.

: не стоит зацикливаться


Сразу хочется сказать: несмотря на то, что со свадебным платьем связано множество примет и суеверий, сильно зацикливаться на них не нужно. Ведь было время, когда наши предки просто ходили в ЗАГС или сельсовет в повседневных нарядах, а потом жили долго и счастливо не один десяток лет.


Если все время думать о чем-нибудь плохом, то это непременно случится, поэтому не нужно накануне свадьбы накручивать себя в ожидании того, что в какой-то момент обязательно произойдет что-то непредвиденное и неприятное. Лучше просто расслабиться и наслаждаться предстоящим праздником.


Однако, существуют и порой они действительно срабатывают. Для особо мнительных невест существует множество правил выбора свадебного платья.


Каким должно быть идеальное свадебное платье


Существует старое поверье, согласно которому в невесты должна быть добавлена вещь, взятая у кого-нибудь из близких людей. Раньше мать невесты давала девушке вышитый носовой платочек. На платочке были вышиты символы, которые защищали невесту от недобрых взглядов. Желательно попросить какую-нибудь безделушку у родственников или подруг, но фату и перчатки одалживать ни в коем случае нельзя. Нужно по окончании свадьбы обязательно вернуть взятую взаймы вещицу. Одалживать эту вещь желательно у подруги, которая счастлива замужем.


Свадебное платье должно быть абсолютно новым. После свадьбы никому нельзя его одалживать. Существует , согласно которой, чужое свадебное платье способно притянуть в семейную жизнь чужие проблемы. Счастливым свадебным платьем может стать наряд, хранящий энергию рода и передающийся по наследству из поколения в поколение. Свадебное платье прабабушки, которая счастливо прожила в браке более пятидесяти лет, может стать надежным оберегом. Правда, трудно найти семью в России, где хранится свадебное платье прабабушки, которое можно надеть, поэтому наряд для предстоящего торжества нужно купить в магазине. Лучше приобрести более простое свадебное платье, чем брать шикарный наряд в прокате.


Правда, покупая свадебное платье в магазине, нельзя с полной уверенностью сказать, что никто его до этого не надевал. Лично знаю такой случай, когда мать моей подруги работала продавцом в магазине элитных свадебных платьев и для своей дочери взяла на одни день очень красивый наряд, который потом был возвращен обратно в салон и был куплен.


Идеальный вариант – это свадебное платье, сшитое на заказ. В этом случае можно быть полностью уверенной, что наряд раньше никто не надевал, и он не несет в себе отрицательной энергетики.


Есть также примета, согласно которой свадебное платье нельзя шить самой будущей невесте или доверять это дело близким людям и родственникам.


Свадебное платье должно быть длинным, так как это означает долгую и счастливую семейную жизнь.


Старинная английская примета, связанная с нарядом невесты


Согласно традиции, в день свадьбы на невесте обязательно должно быть надето четыре вещи. Одна вещь должна быть новой, вторая старой, третья – голубой и четвертая, взятая взаймы у подружки. Новая вещь является символом новой семьи, где будет царить любовь, мир и согласие; старая вещь означает связь невесты с домом, родителями и семьей, в которой она выросла. Голубой цвет символизирует скромность и верность, а вещь, взятая взаймы, означает связь невесты с друзьями, на чью помощь и поддержку она сможет всегда рассчитывать в трудные моменты в жизни.


Как правильно покупать свадебное платье


В лучше всего отправиться с компанией близких людей. При примерке платья должны помогать только те люди, в чьем хорошем отношении можно быть уверенным на все 100%.


Не нужно фотографировать себя в разных нарядах, чтобы потом сравнивать. Следует отнестись к своему свадебному платью с должным уважением.


В магазине нужно постараться, чтобы будущую невесту в свадебном платье видело как можно меньше незнакомых людей.


Будущая невеста сама не должна расплачиваться за покупку. Свадебное платье до торжества должно храниться в родительском доме.


Никто, кроме самой невесты не должен примерять купленное платье. Также нельзя надевать весь свадебный наряд полностью и смотреться в зеркало. Например, можно делать примерку в одной перчатке.


Какого цвета должно быть свадебное платье


Традиционно, свадебное платье должно быть белоснежным. Белый цвет символизирует чистоту и свет, который будет озарять дальнейшую семейную жизнь молодоженов. Однако современные дизайнеры предлагают свадебные платья различных расцветок, да и невесты все чаще хотят надеть на свадьбу что-нибудь необычное.


Желтое свадебное платье может привлечь в семью ссоры и слезы, красное – скандалы и многочисленные раздоры. Однако отдельные элементы красного цвета в свадебном наряде или букете невесты предвещают удачу в браке, силу любви и неугасимую страсть.


Золотой цвет привлекает деньги в семью и символизирует жизнь в достатке. Тем не менее не стоит выходить замуж в полностью золотом платье. Речь здесь идет об отдельных элементах отделки.


Розовое платье символизирует глубокую чистую любовь, но идеальным по-прежнему остается белый свадебный наряд.


Как правильно надеть свадебное платье


Народные приметы и суеверия гласят, что нельзя одеваться на свадьбу самостоятельно или при помощи матери. Лучше всего попросить помощи у подруг. Именно они должны помогать невесте в этот день.


На подол свадебного платья нужно приколоть булавку, головкой вниз. Булавка отведет взгляды завистников и нейтрализует негативную энергетику.


Свадебное платье невесты следует обязательно надевать через голову.


Как правильно носить свадебное платье во время торжества


В день свадьбы, когда жених уже приехал в дом невесты, молодым уже разлучаться нельзя до того момента, пока их не объявили мужем и женой. Нельзя также допускать, чтобы между ними проходили гости.


Если на платье невесты очень пышная юбка, которая мешает при ходьбе, жених ни в коем случае не должен помогать своей избраннице нести подол. Это должна делать подружка невесты.


Во время свадебной церемонии подруги не должны поправлять наряд невесты. Согласно существующей примете, в этом случае они будут вмешиваться, и портить семейную жизнь супругов.


Популярные народные приметы про свадебное платье невесты


В день свадьбы платье порвалось – отношения со свекровью могут не сложиться.


Если от свадебного платья невесты отлетела пуговица, то возможны частые ссоры и раздоры в семье. Нужно пришить отлетевшую пуговичку двумя стежками, чтобы отвести неприятности от молодоженов. Кстати, согласно народной традиции, пуговиц на свадебном платье невесты должно быть четное количество.


Нельзя показываться жениху в свадебном наряде до свадьбы. Считается, что в таком случае свадьба может не состояться.


Свадебное платье как оберег


Традиционно свадебное платье ассоциируется с белым цветом. Когда речь заходит о невесте, мы сразу представляем пышное белое платье… как правило… Уже не редкость, что невесты предпочитают другой цвет при выборе своего свадебного наряда, но всё же белый остается основным, главным, первым, лидером… как хотите, так и называйте, но это факт! И будь – то
кремовый, жемчужный или молочный – это всё равно БЕЛЫЙ цвет.

Но, думаю, никого не удивлю, сообщив, что свадебное платье было белым не всегда и уж тем более на Руси.

В 16– 17 веках подвенечное платье белого цвета надеть могла лишь «Христова невеста», т. е. девушка, которая захотела посвятить себя Богу, уйти в монастырь. «Обычные» невесты же шли под венец в платьях розового или светло голубого цвета. Темные цвета не использовались совсем.

В разных странах и поверья были свои по поводу цвета подвенечного наряда. Так во Франции существовало поверье, что невеста в фиолетовом свадебном платье, обретет мужа, который будет любить её всю жизнь. Ирландские же девушки выходили замуж исключительно в зеленых свадебных одеяниях, считая этот цвет счастливым. А на Руси? Те русские наряды для свадьбы, что мне попадались на глаза, были с преобладанием красного цвета или же оранжевого. Что это – отголоски язычества? поклонение огню? Скорее всего, так оно и есть, ведь несмотря на то, что белый цвет по древним поверьям олицетворял непорочность, а «девица на выданье» и должна была быть таковой, для подвенечного платья всё же выбирали красный цвет и его оттенки.

В средневековье девушки шли под венец в платьях самых ярких цветов и расцветок, и отличия в нарядах проявлялись в зависимости от места проживания невесты и/или сословия брачующихся, их достатка. Свадебные платья были просто лучшими, самыми нарядными и дорогими одеждами, в которых венчались.

Но вернемся к белоснежным свадебным нарядам. Откуда появилась такая традиция и почему так резко изменился цвет платья, тем более, что произошло это не в отдельно взятой стране, а по всему миру.

Моду на светлые - слоновой кости, кремовые, но еще не белые - платья принесла с собой эпоха Неоклассицизма. В результате раскопок в Помпеях и Геркулануме достоянием общественности стало множество образцов римского искусства - скульптура из светлого мрамора. Это оказало очень сильное влияние на моду вообще и на цвет подвенечных платьев в частности. Стали популярными платья мраморного цвета, постепенно подводящие нас к белым платьям.

Существует две более-менее правдоподобные версии происхождения традиции выбора белого цвета для свадебного платья.

Первая версия. Королева Виктория в середине XVII века надела на свадьбу белое свадебное платье. И, естественно, все стали повторять за ней.

Вторая версия. Немого раньше, моду на белые подвенечные наряды ввела Анна Австрийская. Её платье было настолько прекрасно, что все женское высшее общество Франции стало подражать Анне. А Позднее эта мода пришла в Испанию, Англию и Португалию.

Однажды закрепившись, белый цвет для подвенечного платья стал традиционным. Поскольку одно из непременных качеств наряда для вступления в брак - его традиционность и некая старомодность. Т. е. невеста в своем подвенечном платье должна выглядеть именно немного старомодно, чтобы соответствовать вкусам предыдущего поколения, к которому принадлежат родители ее будущего мужа.

История свадебного платья уходит своими корнями в древность, однако традиционный белый наряд с фатой появился сравнительно недавно – в XIX веке. Как складывалась история свадебного платья в России и почему все-таки оно белое?

История свадебного платья насчитывает несколько сотен лет. Праздничная одежда невесты то и дело менялась, следуя моде, кроме того, не всегда этот наряд был белым. Как складывалась история белого свадебного платья?

До того, как белое платье с длинной фатой стало традиционным нарядом невест в большинстве стран мира, оно прошло отнюдь не короткий путь, однако с древнейших времен это был особенный наряд для каждой девушки.

Самые первые свадебные платья не были даже платьями вообще: в древнем мире наряды для подобного торжества мастерили из травы и цветов и украшали жемчужинами или красивыми раковинами. В Древней Греции молодых невест облачали в пеплос – самую обычную женскую одежду из легкой ткани без рукавов, украшенную двумя застежками на плечах, причем чем богаче была семья невесты, тем изысканнее были эти застежки. Голову же невесты покрывали золотой тканью, которая символизировала солнечную радость, богатство и счастье.

Поскольку в Древнем Египте повседневной женской одеждой был своеобразный сарафан, плотно облегавший тело (он назывался калазирис) , то в нем и выходили замуж. Невесту же в те времена от остальных женщин отличала не одежда, а украшения, которые на ней можно было увидеть во множестве – всевозможные талисманы, амулеты, браслеты, диадемы и прочее.

В древней Руси невесты облачались либо в красный сарафан, либо одевали традиционную белую рубаху, украшенную вышивкой, с понеовой, своеобразной предшественницей юбки (выбор наряда зависел от региона) . Иногда поверх понеовы надевался еще и передник. Поскольку считалось, что именно красный цвет защищает от злых духов, то все на невесте – ленты, вышивки, отделки – были только красного цвета. Такой наряд просуществовал вплоть XVIII века: именно тогда благодаря реформам Петра I Россия стала перенимать европейскую моду. В деревнях же и небогатых семьях невест одевали традиционным образом и в XIX, и даже еще в начале XX века, хотя в общем и целом начиная с XVIII века история свадебного платья в России шагала в ногу со свадебной модой европейских стран.

Что касается западной средневековой свадебной одежды, то платья невест являлись обычной праздничной одеждой, соответствовавшей моде того времени. Традиция надевать именно новое платье на свадьбу появилась только в XV веке. В богатых семействах свадебные наряды должны были демонстрировать социальный статус невесты, поэтому они были пошиты по последней моде из эксклюзивных тканей и отделаны дорогими мехами. Цвет платья мог быть абсолютно любой, особой популярность пользовались алый, красный или пурпурный цвета, хотя свадебные платья шили и темно-зелеными, и розовыми, и коричневыми, и даже черными. Выбор цвета был связан по большей части с практическими соображениями: средневековые улицы были очень пыльными и грязными, а стирка в те времена была не дешевым удовольствием. Да и свадебные платья тогда, в отличие от современности, не являлись нарядом «одного дня», после бракосочетания невесты одевали их еще несколько раз и на другие торжественные события.

Мода на однотонные торжественные наряды появилась в конце XV века, благодаря так называемым «белым балам», которые пользовались во Франции большой популярностью.

В эпоху барокко свадебные платья начали богато украшать кружевами – эта традиция до сих пор присутствует в свадебной моде. Поскольку в то время восторг вызывала полнота, это не могло не повлиять и на свадебные платья: они становятся объемными, со множеством юбок и пышными рукавами.

В начале XVII века невесты выбирают более романтичные цвета для своих свадебных нарядов. Особой популярностью пользуются розовые и коралловые оттенки, а помимо кружев платья стали украшать еще и воротниками фрэза.

Поскольку в XVIII веке в моду вошли воротники Медичи, ни одно свадебное платье не обходилось без этого атрибута, что касается цветовой гаммы, то наибольшей популярностью стали пользоваться пастельные тона. Свадебные наряды по-прежнему богато украшаются кружевом, плюс вводится мода на золотую вышивку. Девушки-простолюдинки, руководствуясь, прежде всего, соображениями практичности, выбирают для свадебных нарядов коричневые, серые или бежевые цвета.

С эпохой рококо история свадебного платья вновь меняется: невест затягивают в невероятно узкие корсеты, а юбки таких нарядов достигают апогея своей пышности, благодаря специальной конструкции, называемой панье, которая обеспечивала широкие бока, почти параллельные полу. Помимо этого у свадебного наряда появляется флейф, причем чем выше социальный статус невесты, тем он длиннее. Что касается цвета наряда, наиболее актуальны серебряные и жемчужные оттенки.

Моду на совсем светлые, хотя еще не белые свадебные наряды принесла эпоха неоклассицизма. В это время происходят раскопки города Помпеи и европейские женщины были покарены античными скульптурами и фресками, на которых они увидели древних модниц в платьях свободного покроя. Корсеты и пышные юбки уходят в прошлое, теперь невесты, скорее, напоминают древних римлянок: высокая талия, маленькие рукавчики и драпировки из легких тканей.

Датой «рождения» традиционного белого свадебного платья принято считать 10 февраля 1940 года: именно тогда в Англии состоялась свадьба королевы Виктории с герцогом Альбертом. На церемонии бракосочетания невеста предстала в кипельно-белом платье с длиннющим шлейфом (чтобы нести его, были приглашены 12 дочерей английских лордов) . Официальная фотография королевских особ в свадебных нарядах была опубликована и пользовалась большой популярностью, а невесты, подражая королеве, стали выбирать белый цвет для своих подвенечных нарядов, что стало высшим проявлением моды, стиля и шика. Индустриальная революция, произошедшая в то время, оказалась как нельзя кстати – благодаря повсеместно открывавшимся универсальным магазинам каждая девушка получила возможность стать модной невестой в белом. Так началась история белого свадебного платья.

Время до начала I мировой войны часто называют «прекрасной эпохой» (Le Belle Epoquе) . В моде господствует стиль «модерн», невесты возвращаются к корсетам, которые создают четкий силуэт с несколько удлиненной талией, юбки же похожи на опущенный книзу цветок. Платье невесты можно сравнить с изогнутым стеблем лилии, излюбленным символом модернистов.

В военные и послевоенные 40-е годы XX века, естественно, было не до свадебных платьев, женились и вовсе без нарядов, зато в 50-е годы, когда нехватка тканей канула в лету, невест охватило кружевное безумие, хотя сами платья были воплощением самой скромности.

Представление, что невеста должна быть похожа на принцессу в белом платье, окончательно утвердилось в 1956 году, когда по телевизору транслировалась «свадьба века»: бракосочетание актрисы Грейс Келли с князем Монако Ренье III. Уникальный наряд невесты был пошит из белой шелковой тафты и старинного кружева из роз.

Индустрия свадебной моды с тех пор развивается бешеными темпами, а в разных странах ежегодно проходит так называемая «Неделя свадебной моды». Наиболее известная из них проводится в рамках Couture Fashion Weekв Нью-Йорке.

Традиционно свадебное платье ассоциируется с белым цветом. Когда речь заходит о невесте, мы сразу представляем пышное белое платье… Уже не редкость, что невесты предпочитают другой цвет при выборе своего свадебного наряда, но всё же белый остается основным, главным, первым, лидером…

Но так было не всегда…

В ХVI-ХVII веках надеть белое подвенечное платье могла только «невеста Христова», т. е. девушка, уходившая в монастырь, чтобы посвятить себя Богу. Или очень смелая девушка, или… сумасшедшая. Обычно же невесты шли под венец в платьях голубого или розового цвета. Темные тона также считались непригодными. Только на юге Франции невеста, если боялась докучливости свекрови, могла сшить подвенечный наряд фиолетового цвета, а если хотела, чтобы муж до конца дней сходил с ума от страсти к ней, то надевала бордовое платье. А ирландские невесты шли под венец только в зеленом наряде и чепце с зелеными лентами, ибо в этой стране самым счастливым считался зеленый цвет.

А на Руси? Русские наряды для свадьбы были с преобладанием красного цвета или же оранжевого. Скорей всего это отголоски язычества. Несмотря на то, что белый цвет по древним поверьям олицетворял непорочность, а «девица на выданье» и должна была быть таковой, для подвенечного платья всё же выбирали красный цвет и его оттенки. Например, сельские невесты буквально до середины двадцатого века надевали на свадьбы национальные костюмы — блузы и сарафаны. «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», — поется в песне. То есть свадебное платье молодой состояло из парчового сарафана, цветных башмаков, красных или голубых…

Но вернемся к белоснежным свадебным нарядам. Откуда появилась такая традиция и почему так резко изменился цвет платья, тем более, что произошло это не в отдельно взятой стране, а по всему миру.

Моду на светлые — слоновой кости, кремовые, но еще не белые — платья принесла с собой эпоха Неоклассицизма. В результате раскопок в Помпеях и Геркулануме достоянием общественности стало множество образцов римского искусства — скульптура из светлого мрамора. Это оказало очень сильное влияние на моду вообще и на цвет подвенечных платьев в частности. Стали популярными платья мраморного цвета, постепенно подводящие нас к белым платьям.

Существует две более-менее правдоподобные версии происхождения традиции выбора белого цвета для свадебного платья.

Первая версия. Королева Виктория в середине XVII века надела на свадьбу белое свадебное платье. И, естественно, все стали повторять за ней.

Вторая версия. Немого раньше, моду на белые подвенечные наряды ввела Анна Австрийская. Её платье было настолько прекрасно, что все женское высшее общество Франции стало подражать Анне. А позднее эта мода пришла в Испанию, Англию и Португалию.

Иная ситуация у восточных красавиц. Ведь там белый цвет считается траурным, цветом скорби. Поэтому молодые никогда не надевают на свадьбу ничего белого. Их костюмы всегда выдержаны в желто-золотистой или красной гамме, как в Индии и Китае; юные японки надевают голубые, синие или темно-синие кимоно, мечтая о том, чтобы выбранный ими цвет совпал с цветом плаща жениха. Такое совпадение сулило благополучный брак. А так как видеть кимоно невесты до свадьбы не полагалось, родные жениха иногда подкупали будущих родственников, чтобы выведать цвет подвенечного кимоно.

А Вы что-то можете добавить из истории свадебного платья?